Оглавление
Паспорт программы ............................................................................................. 3
Пояснительная записка........................................................................................ 5
Методическое обеспечение программы ............................................................ 9
Календарный план воспитательной работы .................................................... 10
Модуль «Лица героев» ...................................................................................... 12
Модуль «От героев былых времен…» ............................................................. 14
Модуль «Мы будущее России» ........................................................................ 15
Список использованной литературы ............................................................... 16
Приложение……………………………………………………………………17
Паспорт программы
Название программы
«Служу Отечеству»
Актуальность программы
Актуальность внедрения модульных программ в
летнем
лагере
обоснована
следующими
факторами;
- расширение кругозора и углубление знаний в
сферах деятельности по модулям;
- социализация, позитивная и продуктивная
социальная активность детей;
- создание
возможности
конструктивного
творческого самоопределения, познавательной
активности
как
способа
обогатить
и
разнообразить свой досуг;
- внедрение системы патриотического воспитания
детей и подростков, в которой сделан акцент на
воспитание у подрастающего поколения чувства
патриотизма, формирование таких компетенций,
как верность Родине, готовность служения
Отечеству и его вооруженной защите, изучение
истории и культуры Отечества, физическое
развитие молодежи и детей, формирование
здорового образа жизни.
Место проведения
Летний лагерь труда и отдыха с дневным
пребыванием при МБОУ Скворцовской СОШ
Адресаты программы
Дети от 14 до 17 лет
Продолжительность смены
(количество календарных
дней):
10 дней
Сроки реализации программы:
17.06.2025г. - 30.06.2025г
Вид программы по уровню
организации деятельности
участников
Познавательно – творческий, спортивный,
патриотический
Вид программы по
разнообразию тематической
направленности
и
способам организации
содержания
Модули:
- «Лица героев»
- «От героев былых времен…»
- «Мы будущее России»
Требования к реализации
программы
Мероприятия программы летней профильной
смены необходимо проводить с учетом
возрастных, психолого-педагогических
и
физических особенностей детей.
Также необходимо учитывать региональный
(муниципальный) компонент
Ресурсы для реализации
программы
Педагогические работники: воспитатели.
Оборудование:
проектор,
аудиоаппаратура,
ноутбук,
экран,
ватманы,
фломастеры,
подключение к сети Интернет, костюмы,
декорации, спортивный инвентарь.
Ожидаемые результаты
Развитие интереса и уважения к истории своей
страны, родного края; укрепление здоровья детей;
развитие умения взаимодействовать с людьми.
Самореализация, саморазвитие,
самосовершенствование детей в процессе
участия в коллективно-творческих делах.
Пояснительная записка
Специфика воспитательной работы в летнее время заключается в том, что в этот
момент педагоги могут уделять гораздо больше внимания творческой, нравственной,
спортивной и организаторской деятельности, расширяя тем самым кругозор ребенка.
К числу важных условий воспитания детей во время летних каникул относится
природная и социальная среда – все то, что окружает ребенка во время отдыха.
Поэтому не стоит забывать о духовно – нравственном и гражданско-патриотическом
воспитании школьников, о бережном отношении к окружающему миру, о чутком
отношении к своим родным местам. Изучение истории родного города, края,
исторических мест своей малой родины не в школьном кабинете, а летом, не
навязчиво, в игровой форме, играют немаловажную роль в развитии и воспитании
ребят. Через материал, изучаемый с учащимися, можно воспитывать нравственные,
патриотические чувства к Отечеству, родному городу, школе, окружающим людям.
Целевыми ориентирами программы в соответствии с обновленным
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и
основного общего образования является обеспечение:
- российской гражданской идентичности воспитанников;
- воспитания и социализации воспитанников, их самоидентификации
посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального
и гражданского становления;
- условий для развития и самореализации обучающихся, формирования
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни
обучающихся.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативноправовых документов:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020);
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной
политике в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском
движении детей и молодежи»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»;
План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р);
Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ
«О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об
административных нарушениях» от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с
дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ
Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Об утверждении федеральной программы воспитательной работы
для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного
плана воспитательной работы. Приказ Минпросвещения России от
17.03.2025гю №209.
Цель Программы: организация отдыха и оздоровления детей в летний период.
Создание условий, интересных, разнообразных по форме и содержанию, для
обеспечения полноценного отдыха, оздоровления детей и творческого развития.
Задачи Программы:
1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
2. Формировать развитие познавательной активности, творческого
потенциала каждого ребенка.
3. Формировать качества, составляющие культуру поведения,
санитарно-гигиеническую культуру.
4. Воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, к
своей малой Родине, гордости за свою Отчизну, свой родной край, готовности
способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости.
Реализация Программы определяется следующими принципами:
- Принцип дифференциации и интеграции различных форм
оздоровительной и воспитательной работы.
- Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на
общечеловеческих
ценностях.
Приоритетность
исторического,
культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций.
- Принцип природосообразности. Учет возрастных особенностей и
индивидуальных потребностей при определении содержания основных
мероприятий.
Основные направления, которые способствуют всестороннему развитию
личности и успешной социализации в современных условиях, включают в себя:
Гражданское воспитание
Патриотическое воспитание
Духовно-нравственное
Эстетическое воспитание
Трудовое воспитание
Физическое воспитание, формирование культура здорового образа
жизни и эмоционального благополучия
Экологическое воспитание
Познавательное направление воспитания
Формы мероприятий:
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного
флага Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены и
в дни государственных праздников Российской Федерации;
Ежедневные церемонии подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации;
Тематические дни;
Тематические занятия;
Встречи с героями России;
Посещение мемориальных комплексов и памятных мест;
Культурно-просветительские мероприятия;
Литературные конкурсы;
Экскурсии по территории;
Краеведческие беседы;
Конкурсы рисунков, плакатов на экологическую тематику.
Реализация мероприятий возможна как самостоятельно, так и во
взаимодействии
с
Общероссийским
общественно-государственным
движением детей и молодежи («Движение Первых»)
Формы проведения занятий:
Дискуссия с элементами викторины;
Беседа;
Квест-игра;
Комплекс игровых практик;
Мастер-класс;
Практикум;
Проектная мастерская;
Соревнования;
Творческая мастерская;
Фестивали;
Защита проектов.
Поисковая игра и другие.
Педагогическое обеспечение процесса вовлечения участников в воспитательные
мероприятия осуществляется с использованием современных форм организации
мероприятий, методик и технологий работы, с учетом возрастных психологических
особенностей детей и подростков через систему воспитательных мероприятий, в
которую входят развивающие, спортивные, досуговые мероприятия. При их
осуществлении особое внимание должно быть уделено практической вовлеченности
участников, получению реального продукта творчества: материальные объекты,
медиа- контент и др., что отражает деятельностный, личностный подходы и
способствует эффективности решения задач Программы.
Методическое обеспечение программы
Основными методами обучения в реализации программы являются:
вербальный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, поисковый,
исследовательский, проблемный, игровой, интерактивный, проектный.
Работа строится с использованием таких форм организации образовательного
процесса, как индивидуально-групповая и групповая; формами организации занятий
могут быть беседа, встреча с интересными людьми, защита проектов, игра, конкурс,
круглый стол, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, творческая
мастерская, фестиваль.
С целью стимулирования творческой активности участников программы
предлагается использовать следующие формы обучения:
- разработка проекта - способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
- просмотр и обсуждение презентаций – на занятиях используются
презентации обучающего характера;
- беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель
путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит
обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже
изученного;
- творческая мастерская - форма обучения, которая создает условия для
усвоения каждым участником новых знаний и опыта путем самостоятельного
или коллективного открытия;
- просмотр и обсуждение видеофильмов - на занятиях используются
документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и
видеосюжеты. Перед показом фильма происходит постановка перед
участниками программы нескольких ключевых вопросов, что является
основой для последующего обсуждения. При необходимости фильм
останавливается на заранее отобранных кадрах и проводится дискуссия;
- викторина - актуальность этого формата заключается в том, что в
викторине можно совместить различные виды деятельности. При такой форме
подведения итога, как викторина, дети меньше утомляются, удержать интерес
детей к занятию гораздо легче, чем при традиционной форме проведения
занятия;
- мастер-класс - занятие по совершенствованию практического
мастерства;
- квест - интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых
участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи,
разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их
пути, для достижения общей цели.
Календарный план воспитательной работы
Организационный или адаптивно-организационный период смены длится 1 день.
В этот период необходимо провести следующие мероприятия:
1. Торжественная линейка, церемония открытия лагерной смены;
2. Мероприятия, направленные на формирование правил безопасного
поведения на территории лагеря, знакомство с сотрудниками и
правилами поведения;
3. Введение в деятельность смены и презентация программы;
4. Инструктажи.
Основной период смены длится 9 дней. Основные мероприятия:
1. Утренний подъем Государственного флага РФ;
2. Тренировочная пожарная эвакуация;
3. Тематические дни в соответствии с государственными и
профессиональными праздниками, а также памятными днями.
4. Тематические дни: День памяти, День Культуры России, День
Семьи, День здоровья и Спорта, День Безопасности, День
Профессий, День Первых;
5. Тематические конкурсы и соревнования;
6. Трудовая деятельность.
Итоговый (заключительный) период смены длится 1 день и включает следующие
мероприятия:
1. Торжественная линейка или церемония закрытия смены;
2. Презентация результатов деятельности;
3. Итоговый сбор отряда.
МОДУЛЬ «ЛИЦА ГЕРОЕВ»
Тематический план
День
Тема дня
Мероприятия
Обязательная часть
1
2
3
Герои Отечества УТРО:
прием детей, торжественная линейка,
посвященная открытию смены с
поднятием государственного флага
Российской Федерации и исполнением
Государственного гимна Российской
Федерации
ДЕНЬ:
отрядные организационнохозяйственные сборы, проведение
вводного инструктажа, беседа «Герои
Отечества – кто они?», оформление
отрядного уголка, трудовая
деятельность.
Орденоносцы
День
Безопасности
УТРО:
прием детей, утренняя линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ:
беседы с презентацией «Награды
России», «Дни воинской Славы»,
трудовая деятельность, оформление
отрядного уголка
УТРО:
прием детей, утренняя линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ:
тренировочная пожарная эвакуация,
игровая программа «Безопасное лето»,
практическое занятие «Нарисуй
дорожный знак», трудовая
деятельность
Оборудование
Мультимедийный
проектор
Бумага, маркеры,
фломастеры, краски
Мультимедийный
проектор
Бумага, маркеры,
фломастеры, краски
Мультимедийный
проектор
Бумага, маркеры,
фломастеры, краски
4
День Памяти
УТРО:
прием детей, утренняя линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ:
митинг на братском захоронении,
возложение цветов, час мужества,
просмотр фрагмента фильма
«Офицеры», трудовая деятельность
Мультимедийный
проектор
МОДУЛЬ «ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЕН…»
Тематический план
День
1
Тема дня
Солдатский
подвиг
2
День Семьи
3
Военная
история
России
Мероприятия
Обязательная часть
Оборудование
УТРО:
прием детей, утренняя линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ:
беседа «Подвиг экипажа Степана
Горобца».
Защита мини-проектов
«Герои ВОВ - мои земляки»,
трудовая деятельность
Мультимедийный
проектор
Бумага,
маркеры,
фломастеры, краски
УТРО:
Мультимедийный
прием детей, утренняя
проектор, аудио
линейка, постановка
аппаратура
задач на день
ДЕНЬ:
час общения «Моя семья – моя
опора», «День Великой Победы в
нашей семье», трудовая
деятельность
УТРО:
прием детей, утренняя линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ:
тематическая
беседа
«История защитников Отечества:
от витязей до наших дней».
Викторина «Знатоки Тверского
края», трудовая деятельность
Мультимедийный
проектор
Бумага,
маркеры,
фломастеры, краски
МОДУЛЬ «МЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Тематический план
День
Тема дня
1
День Профессий
2
Календарь
Памяти
3
День Здоровья и
Спорта.
Закрытие
лагерной смены
Мероприятия
Обязательная часть
УТРО:
прием детей, утренняя линейка
постановка задач на день
ДЕНЬ:
профориентационная игра «Стране
нужны кадры», ярмарка
профессий, трудовая деятельность
УТРО:
прием детей, утренняя
линейка, постановка задач на день
ДЕНЬ: Мастер - класс по
изготовлению календаря с
памятными датами, трудовая
деятельность
УТРО:
прием детей, утренняя линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ:
круглый стол «Скажи здоровью - да»,
спортивная квест- игра «Готов!»,
трудовая деятельность,
линейка, посвященная закрытию
лагерной смены.
Оборудование
Мультимедийный
проектор
Бумага,
маркеры,
фломастеры, краски
Бумага, маркеры,
фломастеры, краски
Спортивный
инвентарь
Список использованной литературы
1. «Безопасность жизнедеятельности детей в условиях оздоровительного
отдыха»: учебно-методическое пособие. /Перелыгин А.Ю., Шубкин
Р.Г. – Железногорск: ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная
академия ГПС МЧС России, 2023. – 106с.
2. Книга вожатого: методическое пособие для вожатых. Нижний Тагил:
Репринт, 2023. - 300 с.
3. «Методика организации коллективных творческих дел и игр» методическое пособие. /Беляков Ю.Д. Издание 2-е, переработанное и
дополненное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с
4. Методические рекомендации для организаторов отдыха детей и их
оздоровления по реализации дополнительных общеразвивающих
программ МДЦ «Артек». /ФГБОУ «МДЦ «Артек», 2022г. – 110с.
5. Программа «ИНТЕРЕСНО ВМЕСТЕ: основы вожатской деятельности
для вожатых пришкольных лагерей». /Федорова Е.В., Крамар А.Б., Ким
И.В.: г. Владивосток 2021г. – 13с.
6. Программа профильной смены участников Российского движения
детей и молодежи «Движение Первых». /Авторы программы Алиева
Е.В., Батманова А.С., Кокушина Ю.Г.: г. Архангельск, 2024. – 51с.
7. Развитие эмоционального интеллекта у взрослых и детей:
Методическое пособие. – г. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2020. – 284 с.
8. Сборник методических материалов по работе с символическим
пространством ВДЦ «Орлёнок» на внеотрядном уровне/ авт.-сост.
Беляков Ю.Д., Киреева А.А., Колобова Н.А., Куц И.В., Писарева Е.Ю.,
Федотова
В.В.,
Хацкевич
Т.Л./Информационно-методическое
обеспечение дополнительных общеразвивающих программ ВДЦ
«Орлёнок». №4 2021. – 51 с
9. Сборник. Дети. Творчество и вдохновение. Шпаковская Ю.С., ВербаЗеленская О.Ю., ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок»,
2022. - 51 с.
10. Сборник информационно-методических материалов для организаторов
отдыха и оздоровления детей «Летний архитектор: Создание и
оформление программ лагеря». Нижний Новгород 2024. – 61с.
11. «Салют,
Орленок!»
информационно-методический
журнал.
/Коллектив учебно-методического центра ФГБОУ ВДЦ «Орленок»:
ФГБОУ ВДЦ «Орленок», 2023г. – 81с.
12. Формирование у подростков ценностного отношения к образу
защитника Отечества в условиях детского лагеря «Дозорный». Сборник
методических материалов из опыта работы детского лагеря
«Дозорный». Авторы-составители Е.В.Грищенко, О.С.Пономаренко,
А.Ю.Цепцова – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»: учебнометодический центр,
2022. – 62с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
МОДУЛЬ «ЛИЦА ГЕРОЕВ»
ДЕНЬ «ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВА»
Беседа «Герои Отечества – кто они?»
С участниками лагерной смены проводится беседа по теме
«Герои Отечества – кто они?»
Цель: способствовать осознанию величия подвига и роли героев в
историческом прошлом и настоящем Отчизны.
Задачи:
- формировать нравственные качества личности на примерах героев;
- расширять представления детей о героях и героических поступках;
- обсудить образы и подвиги героев времен Великой Отечественной войны и
нашего времени;
- воспитывать чувство гордости за прошлое и настоящее, чувство патриотизма,
стремление показать причастность каждого гражданина к судьбе своей
Родины.
Оборудование: презентация, карточки для групповой работы.
Ход мероприятия:
Организационный момент
Основная часть:
Ребята, прочитайте пословицы и скажите, что их объединяет?
- Тот герой, кто за Родину горой.
- Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит.
- Герой никогда не умрёт, он вечно в народе живёт.
Пословицы прочитываются, объясняется их смысл.
- О чем все эти пословицы? О чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня
мы поговорим о том, кто такой герой, какими качествами он должен обладать,
узнаем имена некоторых героев.)
- Нашу лагерную смену открываем беседой «Герои Отечества».
Ведущий: 9 декабря наша страна отмечает День героев Отечества. Эта
памятная дата была установлена в 2007 году.
В эту знаменательную дату чествуют доблестных защитников, которые
проявили мужество и героизм, охраняя нашу Родину. Наша страна выстояла в
боях благодаря самоотверженности мужественных героев.
- А, кто такие герои? Кого можно назвать героем?
- В словаре С.И. Ожегова слово «герой» определяется так: «Герой – это
человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести,
самоотверженности». (Герои ВОВ, герои труда, спорта, герои нашего времени)
-Какими качествами должен обладать герой?
Ответы детей (качества: смелый, мужественный, честный, решительный,
упорный, добрый, ответственный)
В этот день открываются монументы, организовываются в школах уроки
чести и славы, праздничные линейки. По традиции возлагаются цветы к
памятникам героев, организовываются встречи ветеранов с молодежью.
В этот день в Георгиевском Зале Кремля с признательностью и
благодарностью славят Героев Отечества и награждают орденами и медалями
В России, ещё со времён императрицы Екатерины II, был учреждён орден
Святого Георгия Победоносца. Этим орденом награждались воины,
проявившие в бою доблесть, отвагу и смелость.
Ведущий: Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от войн
и насилия. Об этой мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно
много размышлять. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и
потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для
защиты родного Отечества.
Ведущий: Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы
должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас.
Ведущий: «Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся
простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь». Это слова Алексея
Толстого.
Да, это действительно так. Стоит только назвать такие имена, как, Александр
Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Александр Васильевич
Суворов, Михаил Илларионович Кутузов.
Ведущий: А сколько героических имен появилось в годы Великой
Отечественной Войны?
Герои Великой Отечественной войны.
Больше всего награждений было произведено в годы Великой Отечественной
войны. Много подвигов было совершено во время Великой отечественной
войны, многие стали героями и были награждены высшими наградами:
медалью «Золотая Звезда» и званием Героя Советского Союза. Маршалу
Георгию Константиновичу Жукову звание Героя Советского Союза было
присвоено четыре раза
Дети – герои Великой Отечественной войны.
- А только ли взрослые могут стать героями? И только ли взрослых награждают
этими наградами?
- Во время Великой Отечественной войны, когда Родину захватили враги, стали
устанавливать свои порядки, диктовать, как жить, убивать, грабить, угонять в
плен, все как один встали на защиту своей страны. Среди тех, кто защищал
Родину, было очень много детей. И сегодня мы хотим вспомнить о них, потому
что это и их праздник.
Марат Казей. Вместе с сестрой Марат Казей ушел к партизанам в
Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады.
Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные
сведения. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него
осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
За мужество и отвагу Марат Казей был удостоен звания Героя Советского
Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Валя Котик. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с
друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие,
которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Фашисты
наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив
гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе
начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам.
Мальчик, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался
плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть
вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик погиб как
герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Перед школой, в которой учился этот отважный подросток, поставлен ему
памятник.
Помним мы юных, горды их делами,
Память о них не сотрут года.
Все пионеры герои с нами,
В нашем строю всегда.
Ведущий: В 1941 году все как один встали на защиту Отечества. Верные
своему народу, Родине, воины нашей армии и флота, в первые же бои с врагом
показали высокие образцы героизма, сплочённости, стойкости и
взаимовыручки. Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным
врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.
Ведущий: Как вы понимаете слово – «подвиг»?
Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя
людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает
подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ
НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести,
достоинства и свободы
Ведущий: И в мирные годы в армейских буднях всегда есть место подвигу.
80-е годы – события в Афганистане. Наша боль и скорбь – Чечня. Каждое
время рождает своих героев. Герой России - высшее звание, присваиваемое за
заслуги перед государством, связанные с совершением геройского подвига.
Оно было учреждено 20 марта 1992 года, и заменило звание Героя Советского
Союза. Это звание стало первым среди государственных наград России. Герою
Российской Федерации вручается знак особого отличия – медаль «Золотая
звезда».
Герои, погибшие при освобождении заложников.
Дмитрий Кормилин и Валерий Замараев погибли во время освобождения
заложников. 1 сентября 2004 года в городе Беслан во время праздничной
линейки на детей и взрослых напали террористы. В течение двух с половиной
дней террористы удерживали в заминированном здании школы 1128
заложников: детей, их родителей и сотрудников школы в тяжелейших
условиях. Хотя большинство заложников были освобождены в ходе штурма, в
результате теракта погибли 314 человек из числа заложников, из них 186
детей.
Герои сегодняшних дней (участники спецоперации)
Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже
идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей.
Итог
Ведущий: Праздник «День Героев Отечества» отмечается в нашей стране
недавно, с 2007 года. Скажите, а нужен ли этот праздник нам? Почему?
Ведущий: В каждой стране есть свои герои, и именно на их опыте, на их
подвигах мы воспитываемся. Наша Родина, Россия, - страна героическая. В
тысячелетней её истории военных лет в общей сложности было больше, чем
годов мирных. Но, какие бы враги нам ни бросали вызов, мы выстояли.
ДЕНЬ «ОРДЕНОНОСЦЫ»
Беседа «Награды России», «Дни воинской Славы»
Беседа по теме «Награды России» на основе презентации
Беседа по теме «Дни воинской Славы» на основе презентации.
МОДУЛЬ «ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЕН…»
ДЕНЬ «СОЛДАТСКИЙ ПОДВИГ»
Беседа «Подвиг экипажа Степана Горобца»
В боях за Калинин Степан Горобец провёл свою «тридцатьчетвёрку»
через город, захваченный немецкими войсками.
Экипаж Степана Горобца стал олицетворением русского характера и
несгибаемой воли. Его танк в одиночку прошёл через оккупированный город
и нанёс врагу ощутимые потери. Такой случай стал единственным за всю
историю Великой Отечественной войны. Из боя «тридцатьчетвёрка» вышла с
множеством вмятин, но пробить её броню не смог никто.
Генералы вермахта стянули в Калинин небывалые силы, чтобы затем
бросить их на столицу. Перед 21-й отдельной танковой бригадой стояла
невыполнимая задача: без поддержки пехоты, артиллерии и авиации
прорваться в тыл врага, наделать там шуму и постараться отбить город. Утром
17 октября 1941 года под огнём «мессершмиттов» и «юнкерсов» по
Волоколамскому и Тургиновскому шоссе выдвинулись 35 танков. Но до
города доехали только восемь, а ворвался в Калинин лишь один. Миссию
выполняли командир танка под номером «03» старший сержант Степан
Горобец, а также механик-водитель Фёдор Литовченко, башнёр Григорий
Коломиец и стрелок-радист Иван Пастушин. Их «тридцатьчетвёрка» смяла
колонну машин с вражеской пехотой и на полном ходу заехала на немецкий
аэродром. Он располагался на территории нынешнего микрорайона
«Южный». Танк Горобца раздавил два «юнкерса», не успевших взлететь,
поджёг цистерну с топливом и скрылся в дыму. Промчавшись по улице
Лермонтова, расстрелял колонну вражеских мотоциклистов. Во «Дворе
Пролетарки» тридцатитонная машина раздавила противотанковую пушку, но
получила прямое попадание в башню. Орудие заклинило, из вооружения
остались лишь пулемёты.
Берегом
Тьмаки
через
территорию
монастыря
(ныне
Христорождественский женский монастырь) танк проехал на улицу Софьи
Перовской. Его никто не преследовал. Враг даже представить не мог, что
русские посмеют проникнуть на его территорию. В центре города под
гусеницами боевой машины оказалась немецкая автоколонна, пулемёт косил
разбегающихся гитлеровцев. Около городского сада экипаж Горобца
протаранил немецкий «Панзер». От удара наш танк заглох. Немцы тут же его
обступили и попытались выкурить экипаж. Но механик-водитель, не выходя
из танка, запустил мотор и даже восстановил орудие. Экипаж двинулся
дальше.
В нынешнем здании городской администрации расположились высокие
немецкие чины. Танк обстрелял их штаб фугасами. Затем на улице Вагжанова
уничтожил дальнобойную батарею.
Когда экипаж наконец пересёк линию фронта, по нему ударила наша
артиллерия. Красноармейцы заняли оборону близ посёлка Элеватор.
Закопчённый танк они приняли за атакующих немцев. Но вскоре, разглядев в
груде металла нашу «тридцатьчетвёрку», солдаты бросились ей навстречу с
криками «ура!». Командир 30-й армии генерал-майор Хоменко снял с себя
орден Красной Звезды и вручил его бесстрашному сержанту Степану Горобцу.
В боях за освобождение Ржева Степан Христофорович командовал
танком уже в звании младшего лейтенанта. У деревни Петельня его экипаж
штурмом взял высоту, уничтожив три пушки, более двадцати пулемётных
точек и двенадцать миномётов врага. За это С. Горобца наградили орденом
Ленина. Всего же на счету его экипажа семь подбитых и уничтоженных
танков.
Погиб Горобец, участвуя в пешем наступлении, без своей
«тридцатьчетвёрки». Его похоронили в деревне Братково Старицкого района.
Другие члены экипажа прошли всю войну. Все четыре танкиста получили
звание «Герой Советского Союза». Горобец - посмертно. Одна из улиц Твери
носит его имя, на доме № 54 по улице Советской в честь него установили
мемориальную доску. В 2011 году на Комсомольской площади открыли
памятник, посвящённый легендарным танкистам, чей подвиг стал началом
освобождения Калинина.
Степан Горобец из крестьянской семьи. Он родился в селе Долинское
Кировоградской области Украины. Перед войной работал машинистом. Во
время танкового рейда в Калинин ему было 28 лет.
Вопросы для беседы:
В чем, по вашему мнению, значение прорыва танка под
руководством С. Горобца?
Проследите по карте движение танка по осажденному городу
Калинину.
Защита мини-проектов «Герои ВОВ - мои земляки»
Участникам отряда предлагается выбрать ту историческую личность или
того человека, кого они считают героем. Необходимо подготовить публичное
выступление с рассказом об этом человеке и отметить те качества, которые
демонстрируют героизм, мужество, ответственность, самопожертвование, и
объяснить, почему эти качества ценны для общества.
Публичное представление рассказов о героях проводиться внутри отряда.
ДЕНЬ «ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ»
Тематическая беседа «История защитников Отечества: от витязей до
наших дней»
Цель: познакомить учащихся с известными защитниками земли русской и их
историческими подвигами.
Задачи:
1. Воспитывать патриотов через узнавание родной истории.
2. Развивать любознательную и творческую личность через участие в
познавательном мероприятии.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, карточки с заданием.
Ведущий: Тема защиты Отечества волнует многие поколения. Хочется
верить, что и вы вырастите неравнодушными к своей истории, будете знать
своих героев.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не
забываются. Чем дальше – тем ярче и светлее становится в памяти потомков
светлый образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают
исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения
своему Отечеству. И сегодня мы вспомним, каких героев –
защитников земли русской вы знаете, а о ком – то расскажем вам что – то
новое.
1. Рассказ об Александре Невском
Биография Александра Невского знаменательна большим количеством
побед. В июле 1240 года состоялась знаменитая Невская битва, когда
Александр напал на шведов на Неве и победил. Именно после этой битвы
князь получил почетное прозвище «Невский». Когда же ливонцы взяли Псков,
Тёсов, подобрались к Новгороду, Александр снова разбил врагов. После этого
напал на ливонцев (немецких рыцарей) 5 апреля 1242 года и тоже одержал
победу (знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере). Умер Александр
Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском
монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году
перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт- Петербург).
Александру Ярославичу Невскому отводится исключительная роль в истории
Руси. За всю свою жизнь великий князь Александр Невский не проиграл ни
одного сражения. Он считался любимым князем духовенства, покровителем
православной церкви. Его кратко можно описать как талантливого дипломата,
полководца, который смог защитить Русь от многих врагов, а также
предотвратить походы монголо-татар. В наши дни его именем названы улицы
и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные
церкви во многих городах России.
- «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова святого князя Александра, сказанные
перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа.
После этой победы над шведами благоверный князь получил прозвище
Невский. Бесстрашный воин, искусный дипломат, прозорливый
государственный деятель, смиренный инок – все эти дарования Господь
соединил в личности князя Александра Невского. «Солнце земли Русской…»
- так называл князя его современник митрополит Кирилл. Таковым остался он
в памяти народной от лет древних до наших дней.
2.«Богатырская застава»
Героическое прошлое нашей Родины ярко отразилось в устном народном
творчестве. Поэтому, следующая наша страничка «Богатырская застава».
Каких героев богатырей – защитников земли русской, вы знаете?
(Ответы: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Василий
Буслаев, Никита Кожемяка, Микула Селянинович, Волк Всеславович,
Святогор – Колыван и др.)
А теперь, я задам вам вопросы о богатырях, а вы должны угадать, о ком идёт
речь.
1. Угадайте, кто из богатырей смог сказать о себе такие слова:
Я сижу на лавке недвижен,
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Пуще всех на свете обижен.
Соседи мне прозвище кидают –
«Сиднем Илюхой» обзывают. (Илья Муромец)
Откуда родом был богатырь Илья? (Из Мурома, из села Карачарова)
Каким был первый подвиг Ильи? (Схватка с Соловьём – разбойником)
Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятишну, племянницу
князя Владимира. (Добрыня Никитич)
Богатырь, поповский сын. Одолел Тугарина Змеевича. (Алёша Попович)
Богатырь, умевший превращаться в различных животных. (Волк Всеславович)
Силач, легко выдернувший из земли соху, которую не смогла вытащить вся
дружина Вольги Святославовича. (Микула Селянинович)
Богатырь, заставивший одноглавого змея принести живую воду. (Михайло
Потых)
А про какого богатыря отец его князю Владимиру говорил: «Есть у меня один
сын меньшой дома… С самого детства никто его не бросил ещё оземь.
Однажды я бранил его, а он мял кожу, так он рассердился на меня и разодрал
кожу руками…» (Никита Кожемяка)
3. Рассказ об Александре Суворове
Александр Васильевич Суворов – один из самых великих полководцев
Российской империи XVIII века.
Начало его боевой карьеры относят к Семилетней войне. Многие историки
считают, что именно во время боевых действий этого периода и началась
распространятся его военная слава.
Александр Суворов участвовал в около 60 сражениях и ни в одном не
проиграл, хотя преимущество противников достигало и в 60 раз больше чем
армия Суворова. Суворов принимал решающие и верные решения в
критический ситуациях и эти решения вели за собой только позитивные
последствия для Российской империи. Александр Васильевич был на службе
у Екатерины II и Павла I.
1789 год знаменовался для Суворова великим достижениям, за сражения на
реке Рымник, он разгромил 100 тысячную турецкую армию и получил за это
титул граф Суворов-Рымникский. Здесь полководец продемонстрировал
врожденных талант военного теоретика и блистательного стратега. Потери
при Рымнике были минимальными, тогда как турки утратили десятки тысяч, а
их боевой дух был подорван.
Одни из самых больших и стратегических сражений и военных кампаний
были: война с Барной конфедерацией, русско-турецкая войны, Фокшанское
сражение (1789 г.), взятие Измаила (1791 г.), подавление польского восстания
(1794 г.) и штурм Праги
Благодарные потомки вот уже несколько столетий вспоминают имя
Александра Васильевича Суворова. Блестящий полководец разработал
солдатский учебник «Наука побеждать». Его воспитанниками были не менее
известные полководцы – защитники нашего Отечества: Кутузов, Багратион,
Раевский.
Александр Васильевич во времена войны со Швецией и Францией совершил
небывалый по сложности переход наших войск через Альпы и одержал
несколько побед.
Благодаря его военному таланту, русские войска смогли взять неподступную
турецкую крепость Измаил. Про которую турецкие защитники говорили:
«Скорее Дунай потечёт вспять, чем она падёт». И всё–таки Суворов и здесь
оказался победителем.
А сколько крылатых выражений принадлежит Александру Васильевичу!
Может быть, вы знаете некоторые из них?
(Ответы детей. Например: «Тяжело в ученье – легко в бою». «Пуля дура –
штык молодец». «Сам погибай, а товарища выручай». «Воюют не числом, а
уменьем». «Истинная слава не может быть отыскана; она проистекает из
самопожертвования на пользу блага общества».)
4.Исторические высказывания
А ведь таких мудрых высказываний, полных любви к своей родине, в истории
осталось очень много. Попробуем вспомнить, кто сказал следующие слова?!
Для вас задание на карточках.
(Вытащить карточку, прочитать высказывание, попытаться ответить.)
1. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет – на том стояла и стоять
будет русская земля.
(Александр Невский)
2. Серебром и золотом не найду дружины, а с дружиною найду серебро и
золото…
(князь Владимир Святославович)
3. Больше побеждает разум и искусство, нежели множество…
(Пётр I)
4. Из трёх способов действовать на подчинённых: наградами, страхом и
примером – последний есть вернейший.
(Павел Степанович Нахимов)
И в годы Великой Отечественной войны защитники нашей страны не раз
произносили очень значимые слова, которые навечно остались в народной
памяти.
- В первые же дни войны нарком иностранных дел СССР В. М. Молотов
в обращении к советскому народу произнёс: «Наше дело правое. Враг
будет разбит. Победа будет за нами».
- Насмерть стояли защитники Москвы в танковом сражении под
Прохоровкой. Политрук Клочков из Панфиловской дивизии, поднимая
бойцов в атаку, прокричал: «Отступать некуда – за нами Москва!»
- А защитники Сталинграда, не отступившие ни на шаг от Волги,
говорили: «За Волгой для нас земли нет».
А сейчас вопрос «на засыпку». За выдающиеся заслуги в нашей стране до 1991
года присваивалось высокое звание Героя Советского Союза. Какому
единственному человеку в нашей стране звание Героя Советского Союза было
присвоено четыре раза? И за какие заслуги?
(Маршалу Георгию Константиновичу Жукову. Первое звание он получил за
окружение и разгром крупной группировки японских войск в районе реки
Халхин – Гол в 1939 г.; второе – за успешно проведённую летом 1944 г.
стратегическую операцию «Багратион», в ходе которой от фашистской
оккупации была освобождена Белоруссия; третье – за Берлинскую
наступательную операцию в апреле – мае 1945 г., по завершении которой
была разгромлена крупнейшая группировка гитлеровских войск и взят Берлин.
В 1956 г. за большую организационную работу в Вооружённых Силах СССР на
посту министра обороны страны Г. К. Жуков был награждён четвёртой
Золотой Звездой Героя Советского Союза.)
Итоги. Закрепление материала.
Подведём итоги нашей беседы. Имена, каких великих людей – защитников
нашего Отечества, сегодня мы вспомнили?
(Ответы детей: Александр Невский, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Г. К.
Жуков; флотоводцы П. С. Нахимов и император Пётр I; полководцы
Багратион Раевский; князь Владимир Святославович; русские богатыри;
защитники Москвы и Сталинграда.)
Для закрепления материала разгадаем кроссворд.
По горизонтали:
1. Его можно назвать последним истинным русским генералом, с ним мы
выиграли Великую Отечественную войну. «…К Спасским воротам по
территории Кремля медленным шагом едет на белом коне всадник. Он крепок
и силён, как Илья Муромец, и уверенно сидит в седле. Он снимает фуражку,
незаметно налагает на себя крестное знамение… Через минуту будут бить
часы на Спасской башне, и белый конь понесёт его по Красной площади
навстречу вечности…» Кто он? (Г. К. Жуков)
2. Во время сражений флота адмирала Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море
русские солдаты, преодолевая сопротивление французской армии, совершили
героический переход через Альпы. Благополучный исход предприятия стал
венцом славы полководца. Назовите этого военачальника. (А. В. Суворов)
3. Какую крепость нужно было взять русским войскам во главе с Суворовым
для окончательного изгнания турок с северных берегов Чёрного моря?
(Измаил)
По вертикали:
1. Военную службу он начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков,
французов. Имел почти все русские награды. Дипломат. Ученик Суворова. (М.
И. Кутузов)
2. 22 августа 1812 года армия Кутузова подошла к селу, у которого было
решено дать сражение Наполеону. Об этом сражении писал М. Ю. Лермонтов:
«Скажи- ка, дядя, ведь недаром, Москва, спалённая пожаром, французу
отдана. Ведь были схватки боевые, да говорят ещё какие, недаром помнит вся
Россия про день…» Как называлось это село? (Бородино)
3. Он навсегда остался в памяти народной. В его честь в 1725 году учреждён
орден. Недруги о нём говорили: нет князя, ему равного, это враг опасный,
сильный, умный… Кто это? (Александр Невский)
1
2
3
2
3
Заключение.
О всех ли защитниках Отечества мы поговорили сегодня? Конечно, нет. Их
тысячи. Но, наверное, для каждого истинного защитника земли русской, как
завет звучат такие слова: «О храбрые, мужественные сыновья русские!
Постарайтесь сохранить своё Отечество, землю русскую…»
И закончить нашу беседу мне хотелось бы отрывком из стихотворения Сергея
Васильева:
Где б ты ни был, честный русский воин,
Помни: о тебе гремит молва.
Будь всегда в крови носить достоин
Гневный жар великого родства.
Викторина «Знатоки Тверского края»
Участникам викторины предлагается разделиться на команды и ответить на
представленные вопросы. Та команда, которая верно ответит на наибольшее
количество вопросов считается победителем. Также викторина может быть
проведена посредством личного зачета каждого участника.
Примеры вопросов:
1. Как называлась Тверская область с 1935 по 1990 год? (Калининская)
2. Исток этой реки находится на территории Тверской области. Какой
реки? (Волга)
3. Чем известна Калязинская колокольня? (Стоит на искусственном
острове в воде)
4. Какое озеро большей частью расположено в Тверской области?
(Селигер)
5. Тверской императорский путевой дворец — памятник архитектуры
XVIII века. Что сейчас располагается в здании дворца? (Картинная
галерея)
6. Кому из писателей возведены памятники в городе Твери? (И.А. Крылов,
А.С. Пушкин, А. Дементьев, М.Е. Салтыкову-Щедрину) по одному баллу
за писателя.
7. Какое животное было в Твери символом до 1970 года? (Козел)
8. Какой город в Тверской области называют Вторым Сталинградом?
(Ржев)
9. Какие города Тверской области имеют почётное звание "Город
воинской славы"? (Тверь, Ржев, Зубцов, Белый, Бологое)
10. Происхождение какого блюда связано с владельцем трактира в
Торжке в начале XIX век? (Пожарские котлеты)
11. Какой советский оперный певец родился в Тверской губернии? (С.
Лемешев)
12. В каком городе Тверской области находится атомная электростанция?
(Удомля)
МОДУЛЬ «МЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ»
ДЕНЬ «КАЛЕНДАРЬ ПАМЯТИ»
Мастер класс по изготовлению календаря с памятными датами
Создание календаря своими руками — это увлекательный и творческий
процесс, который позволяет проявить свою фантазию и сделать уникальный
подарок или украшение для дома.
Материалы и инструменты:
- Бумага и картон (для основы и страниц)
- Принтер (для печати изображений или текста)
- Ножницы
- Клей (ПВА или канцелярский)
- Линейка и карандаш
- Декоративные элементы (наклейки, ленты, бусины, пуговицы и т.д.)
- Фотографии или изображения (по желанию)
- Иголка с ниткой (для прошивки страниц)
Подготовка основы:
- Выберите формат календаря (например, настольный, настенный или
карманный).
- Нарисуйте или распечатайте на бумаге или картоне основу для каждого
месяца. Это могут быть просто пустые страницы с названиями месяцев
или уже готовые шаблоны с датами.
Дизайн страниц:
- Распечатайте или нарисуйте изображения, которые будут украшать
каждую страницу календаря. Это могут быть фотографии, рисунки,
цитаты или любые другие декоративные элементы.
- Разместите изображения на страницах, используя клей или
двусторонний скотч.
- На странице с календарем оставьте поле для заметок.
- В поле для заметок напишите знаменательные даты, в календаре эти
даты выделите ярким цветом.
Прошивка страниц:
- Сложите все страницы календаря в правильном порядке.
- Используйте иголку с ниткой, чтобы прошить страницы вместе. Это
можно сделать по краю или по центру, в зависимости от желаемого
дизайна.
Добавление декоративных элементов:
- Украсьте календарь наклейками, лентами, бусинами, пуговицами или
любыми другими декоративными элементами.
- Можно добавить кармашки для заметок или небольшие конверты для
хранения мелочей.
Создание обложки:
- Сделайте обложку из более плотного картона или бумаги.
- Украсьте обложку по своему вкусу, используя те же декоративные
элементы, что и для страниц.
Сборка календаря:
- Соедините все страницы и обложку вместе, используя клей или
прошивку.
- Если календарь настольный, добавьте подставку или держатель.
Финальные штрихи:
- Проверьте, чтобы все страницы были правильно расположены и
надежно закреплены.