СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ЛЕТНЕЙ МОДУЛЬНОЙ СМЕНЫ .............. 3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ..................................................................... 6
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ............................. 10
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.................... 12
МОДУЛЬ «ЛИЦА ГЕРОЕВ».......................................................................... 13
МОДУЛЬ «ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЕН…» ........................................ 15
МОДУЛЬ «МЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ» ...................................................... 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .................................... 19
Паспорт программы
Название программы:
«Служу Отечеству»
Актуальность программы
Актуальность внедрения модульных программ в
летнем
лагере
обоснована
следующими
факторами;
- расширение кругозора и углубление знаний в
сферах деятельности по модулям;
- социализация, позитивная и продуктивная
социальная активность детей;
- создание
возможности
конструктивного
творческого
самоопределения,
познавательной активности как способа обогатить
и разнообразить свой досуг;
внедрение системы патриотического воспитания
детей и подростков, в которой сделан акцент на
воспитание у подрастающего поколения чувства
патриотизма, формирование таких компетенций,
как верность Родине, готовность служения
Отечеству и его вооруженной защите, изучение
истории и культуры Отечества, физическое
развитие молодежи и детей, формирование
здорового образа жизни.
МБОУ Скворцовская СОШ
Место проведения
Адресаты программы
Название лагеря:
6-13 лет, дети младшего и среднего школьного
возраста
лагерь дневного пребывания детей
Продолжительность смены
(количество календарных
дней):
15 дней
Сроки реализации программы:
02.06.2025г.-24.06.2025г
Вид
программы
по
уровню организации
деятельности участников
Вид программы по
разнообразию тематической
направленности
и
Познавательно-творческий, спортивный,
патриотический
3 модуля, модуль – 5 дней
Модули:
- «Лица героев»
- «От героев былых времен…»
способам организации
содержания
- «Мы будущее России»
Требования к реализации
программы
Мероприятия
программы
летней
профильной смены необходимо проводить с
учетом
возрастных,
психологопедагогических и физических особенностей детей.
Также необходимо учитывать региональный
(муниципальный) компонент
Ресурсы для реализации
программы
Педагогические
работники:
вожатые,
воспитатели.
Оборудование:
проектор,
аудиоаппаратура,
ноутбук,
экран,
ватманы,
фломастеры,
подключение к сети Интернет, костюмы,
декорации, спортивный инвентарь.
Ожидаемые результаты:
Этапы реализации с кратким
описанием ключевых
мероприятий:
Развитие интереса и уважения к истории своей
страны, родного края; укрепление здоровья
детей.; развитие умения взаимодействовать с
людьми.
Самореализация, саморазвитие,
самосовершенствование детей в процессе
участия в коллективно-творческих делах.
1.Подготовительный этап /февраль – май/:
Цель: подготовка к летнему сезону.
2. Организационный этап /июнь/1-3 дни смены:
Цель: адаптация детей в новом коллективе.
3.Основной этап / июнь/4-15 дни смены:
Цель: реализация основной программы ДОЛ
«Солнечный».
4.Аналитический этап /июнь- август/:
Цель: подведение итогов реализации смены в ДОЛ
Кадровое обеспечение:
Количество педагогов,
организующих смену (согласно
штатному расписанию):
6 человек
Ф.И.О, должность:
Автор программы: (Ф.И.О.,
должность):
Начальник лагеря: Бельская Галина Ивановна
Воспитатели:
Воробьёва Нина Владимировна
Миронова Алла Юрьевна
Налимова Надежда Владимировна
Кондратьева Нина Александровна
Дмитриева Людмила Ивановна
Бельская Галина Ивановна-начальник лагеря
Пояснительная записка
Специфика воспитательной работы в летнее время заключается в том, что в этот
момент педагоги могут уделять гораздо больше внимания творческой, нравственной,
спортивной и организаторской деятельности, расширяя тем самым кругозор ребёнка.
К числу важных условий воспитания детей во время летних каникул относится
природная и социальная среда – всё то, что окружает ребёнка во время отдыха.
Поэтому не стоит забывать о духовно – нравственном и гражданско-патриотическом
воспитании школьников, о бережном отношении к окружающему миру, о чутком
отношении к своим родным местам. Изучение истории родного города, края,
исторических мест своей малой родины не в школьном кабинете, а летом, не
навязчиво, в игровой форме, играют немаловажную роль в развитии и воспитании
ребят. Через материал, изучаемый с учащимися, можно воспитывать нравственные,
патриотические чувства к Отечеству, родному городу, школе, окружающим людям.
Целевыми ориентирами программы в соответствии с обновленным
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и
основного общего образования является обеспечение:
- российской гражданской идентичности воспитанников;
- воспитания и социализации воспитанников, их самоидентификации
посредством личностно и общественно значимой деятельности, социального
и гражданского становления;
- условий для развития и самореализации обучающихся, формирования
здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни
обучающихся.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативноправовых документов:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе
общероссийского голосования 01.07.2020);
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной
политике в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 14 июля 2022 г. № 261-ФЗ «О российском
движении детей и молодежи»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период
до 2030 года»;
План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия
детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением
Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р);
Указ президента Российской Федерации от 09.11.2022 №809 «Об
утверждении основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей»;
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ
«О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об
административных нарушениях» от 09.01.1996 г. № 2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с
дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ
Минобразования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.
Об утверждении федеральной программы воспитательной работы
для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного
плана воспитательной работы. Приказ Минпросвещения России от
17.03.2025гю №209.
Цель Программы: организация отдыха и оздоровления детей в летний период.
Создание условий, интересных, разнообразных по форме и содержанию, для
обеспечения полноценного отдыха, оздоровления детей и творческого развития.
Задачи Программы:
1. Создать условия для активного и здорового отдыха детей.
2. Формировать развитие познавательной активности, творческого
потенциала каждого ребенка.
3. Формировать качества, составляющие культуру поведения,
санитарно-гигиеническую культуру.
4. Воспитывать подрастающее поколение в духе любви к Родине, к
своей малой Родине, гордости за свою Отчизну, свой родной край, готовности
способствовать ее процветанию и защищать в случае необходимости.
Реализация Программы определяется следующими принципами:
- Принцип дифференциации и интеграции различных форм
оздоровительной и воспитательной работы.
- Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на
общечеловеческих
ценностях.
Приоритетность
исторического,
культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций.
- Принцип природосообразности. Учет возрастных особенностей и
индивидуальных потребностей при определении содержания основных
мероприятий.
Основные направления, которые способствуют всестороннему развитию
личности и успешной социализации в современных условиях, включают в себя:
Гражданское воспитание
Патриотическое воспитание
Духовно-нравственное
Эстетическое воспитание
Трудовое воспитание
Физическое воспитание, формирование культура здорового образа
жизни и эмоционального благополучия
Экологическое воспитание
Познавательное направление воспитания
Формы мероприятий:
Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного
флага Российской Федерации в день открытия (закрытия) смены и
в дни государственных праздников Российской Федерации;
Ежедневные церемонии подъема (спуска) Государственного флага
Российской Федерации;
Тематические дни;
Тематические занятия;
Встречи с героями России;
Посещение мемориальных комплексов и памятных мест;
Культурно-просветительские мероприятия;
Литературные конкурсы;
Экскурсии по территории;
Краеведческие беседы;
Конкурсы рисунков, плакатов на экологическую тематику.
Реализация мероприятий возможна как самостоятельно, так и во
взаимодействии
с
Общероссийским
общественно-государственным
движением детей и молодежи («Движение Первых»)
Формы проведения занятий:
Дискуссия с элементами викторины;
Беседа;
Квест-игра;
Комплекс игровых практик;
Мастер-класс;
Практикум;
Проектная мастерская;
Соревнования;
Творческая мастерская;
Фестивали;
Защита проектов.
Поисковая игра и другие.
Педагогическое обеспечение процесса вовлечения участников в воспитательные
мероприятия осуществляется с использованием современных форм организации
мероприятий, методик и технологий работы, с учетом возрастных психологических
особенностей детей и подростков через систему воспитательных мероприятий, в
которую входят развивающие, спортивные, досуговые мероприятия. При их
осуществлении особое внимание должно быть уделено практической вовлеченности
участников, получению реального продукта творчества: материальные объекты,
медиа- контент и др., что отражает деятельностный, личностный подходы и
способствует эффективности решения задач Программы.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основными методами обучения в реализации программы являются:
вербальный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, поисковый,
исследовательский, проблемный, игровой, интерактивный, проектный.
Работа строится с использованием таких форм организации образовательного
процесса, как индивидуально-групповая и групповая; формами организации занятий
могут быть беседа, встреча с интересными людьми, защита проектов, игра, конкурс,
круглый стол, лекция, мастер-класс, наблюдение, открытое занятие, творческая
мастерская, фестиваль.
С целью стимулирования творческой активности участников программы
предлагается использовать следующие формы обучения:
- разработка проекта - способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
практическим результатом, оформленным тем или иным образом;
- просмотр и обсуждение презентаций – на занятиях используются
презентации обучающего характера;
- беседа - диалогический метод обучения, при котором преподаватель
путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит
обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже
изученного;
- творческая мастерская - форма обучения, которая создает условия для
усвоения каждым участником новых знаний и опыта путем самостоятельного
или коллективного открытия;
- просмотр и обсуждение видеофильмов - на занятиях используются
документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и
видеосюжеты. Перед показом фильма происходит постановка перед
участниками программы нескольких ключевых вопросов, что является
основой для последующего обсуждения. При необходимости фильм
останавливается на заранее отобранных кадрах и проводится дискуссия;
- викторина - актуальность этого формата заключается в том, что в
викторине можно совместить различные виды деятельности. При такой форме
подведения итога, как викторина, дети меньше утомляются, удержать интерес
детей к занятию гораздо легче, чем при традиционной форме проведения
занятия;
- мастер-класс - занятие по совершенствованию практического
мастерства;
- квест - интеллектуальный вид игровых развлечений, во время которых
участникам нужно преодолеть ряд препятствий, решить определенные задачи,
разгадать логические загадки, справиться с трудностями, возникающими на их
пути, для достижения общей цели.
Календарный план воспитательной работы
Организационный или адаптивно-организационный период смены длится 1-2 дня.
В этот период необходимо провести следующие мероприятия:
1. Торжественная линейка, церемония открытия лагерной смены;
2. Мероприятия, направленные на формирование правил безопасного
поведения на территории лагеря, знакомство с сотрудниками и
правилами поведения;
3. Введение в игровую деятельность смены и презентация программы;
4. Инструктажи;
5. Игры на знакомство, командообразование.
Основной период смены длится около 12-13дней. Основные мероприятия:
1. Утренний подъем Государственного флага РФ;
2. Тренировочная пожарная эвакуация;
3. Тематические дни в соответствии с государственными и
профессиональными праздниками, а также памятными днями.
4. Тематические дни: День памяти, День единства или День России,
или День Культуры России, День Семьи, День здоровья и Спорта,
День Безопасности, День Профессий;
5. Тематические конкурсы и соревнования;
Итоговый (заключительный) период смены длится 1 день и включает следующие
мероприятия:
1. Торжественная линейка или церемония закрытия смены;
2. Презентация результатов деятельности кружков или секций;
3. Итоговый сбор отряда;
4. Прощальный концерт.
Данная программа летней профильной смены рассчитана для реализации в любую
смену.
МОДУЛЬ «ЛИЦА ГЕРОЕВ»
Тематический план
День Тема дня
Мероприятия
Обязательная часть
1
«Герои
Отечества»
2
«Герой России»
Оборудование
УТРО: Прием детей. Распределение
по отрядам. Торжественная линейка,
посвященная открытию смены с
поднятием государственного флага
Российской
Федерации
и
исполнением Государственного гимна
Российской Федерации
ДЕНЬ: Отрядные организационнохозяйственные сборы, проведение
вводного инструктажа, беседа «Герои
Отечества – кто они?». Оформление
отрядных уголков.
Выставка рисунков «Наше счастливое
детство»
Мультимедийный
проектор
Бумага, маркеры,
фломастеры, краски
УТРО: утренняя линейка, постановка
задач на день.
ДЕНЬ: Беседа
с презентацией
«Первый тверской герой РФ», начало
работы над проектом «Лица героев»,
оформление отрядных уголков.
Мультимедийный
проектор
Бумага,
маркеры,
фломастеры, краски
Мультимедийный
проектор
Бумага, маркеры,
фломастеры, краски
3
«Герои СВО»
УТРО: Утренняя линейка, постановка
задач на день
ДЕНЬ: Встречи с ветеранами боевых
действий «Герои наши земляки»
Участие в акции «Письмо солдату»
4
«Орденоносцы»
УТРО: Утренняя линейка, постановка Мультимедйный
задач на день
проектор
ДЕНЬ: Беседы с презентацией Бумага, маркеры,
фломастеры, краски
«Награды России», «Дни воинской
Славы».
5
«День
безопасн
ости»
УТРО: Утренняя линейка, постановка
задач на день
ДЕНЬ:Мастер класс
«Журавлики»
Спортивная
игра
с
игровыми
элементами.
Игра по станциям по всем видам
безопасности
Мультимедийный
проектор
Бумага,
маркеры,
фломастеры, краски
МОДУЛЬ «ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЕН…»
Тематический план
День Тема дня
Мероприятия
Обязательная часть
Оборудование
1
«От
героев УТРО:
Утренняя
линейка,
былых
постановка задач на день
времен…»
ДЕНЬ: Мастер класс по созданию
объемной звезды
Музыкальная гостиная
«Поем вместе песни военных лет»
2
«День
семьи»
УТРО:
Утренняя
линейка, Мультимедийный
постановка задач на день
проектор,
аудио
ДЕНЬ: Фотовыставка
аппаратура
«Семейный альбом»
Творческое дело «Книга семейных
традиций»
Семья в годы войны
3
«Солдатский
подвиг»
УТРО:
Утренняя
линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ: Беседа «Подвиг экипажа
Степана Горобца»
Защита мини-проектов
«Герои ВОв - мои земляки»
4
«Песня в
военной
шинели»
5
«День
России»
Мультимедийный
проектор
Бумага,
маркеры,
фломастеры, краски
Мультимедийный
проектор
Бумага,
маркеры,
фломастеры, краски
УТРО:
Утренняя
линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ: Беседа «Кто с песней по Мультимедийный
жизни шагает, тот никогда не проектор,
аудио
пропадет»
аппаратура
Конкурс инсценировок
патриотических песен
УТРО:
Утренняя
линейка, Открытая площадка с
постановка задач на день
твердым покрытием,
ДЕНЬ: Тематическая
беседа
мультимедийный
«История защитников Отечества: проектор
от витязей до наших дней»,
Викторина «Знатоки Тверского
края»
МОДУЛЬ «МЫ БУДУЩЕЕ РОССИИ»
Тематический план
День Тема дня
1
2
«День
профессий»
Календарь
Памяти
День здоровья
3
4
«В здоровом
теле – здоровый
дух!»
«День
Мероприятия
Обязательная часть
УТРО:
Утренняя
линейка,
постановка
задач
на
день
ДЕНЬ:
Профориентационная
игра «Стране нужны
кадры»
Оборудование
Мультимедийный
проектор
Бумага,
маркеры,
фломастеры, краски
УТРО: Утренняя
линейка,
постановка
задач на день
ДЕНЬ: Мастер класс по
изготовлению календаря
с памятными датами.
Бумага, маркеры,
Начало
работы
над
фломастеры, краски
отрядным проектом по
созданию туристического
маршрута по Памятным
местам Тверской области
УТРО: Утренняя линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ: Спортивная квестигра «Готов!»
Работа
внутри отряда
по подготовке
туристического маршрута
Спортивный
инвентарь
Бумага,
маркеры,
фломастеры
, краски
УТРО: Утренняя
Мультимедийный
Памяти»
5
Торжественное
закрытие
лагерной смены
линейка,постановка задач проектор
на день
Бумага,
маркеры,
ДЕНЬ: Работа внутри
фломастеры, краски
отряда по подготовке
туристического маршрута,
Урок Мужества
Игра «Зарница
УТРО:Утренняя линейка,
постановка задач на день
ДЕНЬ: Презентация
туристического
маршрута по Памятным
местам Тверской области
Конкурс
рисунков
Концерт
Мультимедийный
проектор
Бумага,
маркеры,
фломастеры, краски
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Безопасность жизнедеятельности детей в условиях оздоровительного
отдыха»: учебно-методическое пособие. /Перелыгин А.Ю., Шубкин
Р.Г. – Железногорск: ФГБОУ ВО Сибирская пожарно-спасательная
академия ГПС МЧС России, 2023. – 106с.
2. Книга вожатого: методическое пособие для вожатых. Нижний Тагил:
Репринт, 2023. - 300 с.
3. «Методика организации коллективных творческих дел и игр» методическое пособие. /Беляков Ю.Д. Издание 2-е, переработанное и
дополненное. ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок», 2020. – 80 с
4. Методические рекомендации для организаторов отдыха детей и их
оздоровления по реализации дополнительных общеразвивающих
программ МДЦ «Артек». /ФГБОУ «МДЦ «Артек», 2022г. – 110с.
5. Программа «ИНТЕРЕСНО ВМЕСТЕ: основы вожатской деятельности
для вожатых пришкольных лагерей». /Федорова Е.В., Крамар А.Б., Ким
И.В.: г. Владивосток 2021г. – 13с.
6. Программа профильной смены участников Российского движения
детей и молодежи «Движение Первых». /Авторы программы Алиева
Е.В., Батманова А.С., Кокушина Ю.Г.: г. Архангельск, 2024. – 51с.
7. Развитие эмоционального интеллекта у взрослых и детей:
Методическое пособие. – г. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2020. – 284 с.
8. Сборник методических материалов по работе с символическим
пространством ВДЦ «Орлёнок» на внеотрядном уровне/ авт.-сост.
Беляков Ю.Д., Киреева А.А., Колобова Н.А., Куц И.В., Писарева Е.Ю.,
Федотова
В.В.,
Хацкевич
Т.Л./Информационно-методическое
обеспечение дополнительных общеразвивающих программ ВДЦ
«Орлёнок». №4 2021. – 51 с
9. Сборник. Дети. Творчество и вдохновение. Шпаковская Ю.С., ВербаЗеленская О.Ю., ФГБОУ «Всероссийский детский центр «Орлёнок»,
2022. - 51 с.
10. Сборник информационно-методических материалов для организаторов
отдыха и оздоровления детей «Летний архитектор: Создание и
оформление программ лагеря». Нижний Новгород 2024. – 61с.
11. «Салют,
Орленок!»
информационно-методический
журнал.
/Коллектив учебно-методического центра ФГБОУ ВДЦ «Орленок»:
ФГБОУ ВДЦ «Орленок», 2023г. – 81с.
12. Формирование у подростков ценностного отношения к образу
защитника Отечества в условиях детского лагеря «Дозорный». Сборник
методических материалов из опыта работы детского лагеря
«Дозорный». Авторы-составители Е.В.Грищенко, О.С.Пономаренко,
А.Ю.Цепцова – ФГБОУ ВДЦ «Орлёнок»: учебнометодический центр,
2022. – 62с.